О мещанстве

К 75 – летию кончины Максима Горького – 18.06.36.

Мещанин (слово польское, поначалу обозначавшее городского ремесленника) – собственник с натурой эгоиста (индивидуалиста), имеющий «своё» дело, или мечтающий о таковом.

Поскольку сегодня в России это основная (и наибольшая по численности) часть населения, есть смысл, в связи с указанной датой, обратиться к великому пролетарскому писателю, который, как никто, наиболее полно изобразил в своём творчестве мещанство в его сути.

Сначала процитируем Ленина.

«Русский пролетариат составляет сейчас меньшинство население России» - пишет Ленин в 1905г. в своём труде «Социал-демократия и временное революционное правительство».

«Стать громадным, подавляющем большинством он может лишь при соединении с массой полупролетариев, полухозяйчиков, т.е. с массой мелко буржуазной городской и сельской бедноты». Ленин указывает на то, что у этой массы есть «кроме прошлого будущее, кроме предрассудков рассудок» (эту фразу Ленин процитировал из работы Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»), толкающий её вперёд, к революционно – демократической диктатуре». И далее Ленин замечает: «… просвещение даётся не одной книжкой и даже не столько книжкой, сколько самим ходом революции, раскрывающей глаза, дающей политическую школу».

Как видим, Ленин понимал значение мелкой буржуазии как один из важных факторов революции, и главное, видел её в перспективе союзницей революции. Это очень важно для нас, коммунистов, сейчас, когда мы окружены сплошь массой мелкой буржуазии – людьми с мещанским духом. Горький в 1907г. писал (в частном письме) о мещанах: «Я понимаю их, когда они усердно тщатся прекратить революцию, замазать её … скрыть внутреннюю … силищу – это славное мещанское занятие … Но - то мещанство! А лозунг литератора:

Бери, барабан и не бойся,
Целуй маркитянку звучней!

И знаете – должность честного, смелого барабанщика, возвещающего приближение новых людей, рождение нового психологического типа, идущего создавать новую жизнь, - славная должность».

В.И.Ленин и М.Горький. Рисунок П. Васильева.Рисунок П. Васильева.Это ли не призыв к действию коммуниста?!

Но, чтобы действовать, надо – говорит Горький:

«Необходимо же, наконец, нам определить себя и цели наши! Надо же знать, чего хотим!... Пора понять, что в стране, которая ещё так недавно столь величественно всколыхнулась (это Горький пишет в 1907г. после 1-й Русской революции! – Что же он сказал бы сейчас, после того, как наша страна всколыхнулась на 70 лет!), в этой стране ДОЛЖНЫ БЫТЬ И ЕСТЬ свободные, новорождённые люди. Они, люди, самое ценное земли, они НАША ПОСЫЛКА В БУДУЩЕЕ. Кто они? Не знаю. Рабочие? Вероятно, и среди рабочих есть новый русский человек, и среди крестьян и т.д.»

Чем не сегодняшний проект для программы коммунистов? Правда, это проект «литературный». Но что мешает нам перевести его в русло политики, а, точнее, идеологии? Давайте порассуждаем.

И так: факт, а не реклама, что в России сегодня основная масса – мелкие буржуи, мещане; пролетарий – малочислен. Всё, как было при Ленине. И что он делал? Он, как приводилось выше, давал на этот счёт правильное, исторически объективное истолкование. Он показал, что внутри этой непролетарской массы есть тот самый «рассудок», который может и должен толкнуть её вперёд, к революции.

Вот в направлении «толкнуть» мещанина и надо сегодня, наконец, начать работать коммунистам. Для начала надо ясно представлять себе, что такое нынешний российский мещанин, мещанская масса.

Сегодняшняя российская мещанская масса разделяется – по своему духу – на две части: на одной стороне – сытость, на другой – зависть; одни владеют собственностью, другие мечтают о ней – в этом вся разница. Обе части покорно живут под властью чиновников, которые их «обдирают как липку».

Что же делать?

Как-то в начале 1917г. Ленин констатировал:

«Гигантская мелкобуржуазная волна захлестнула всё, подавила … не только своей численностью, но и идейно, т.е. заразила, захлестнула очень широкие круги … мелкобуржуазными взглядами на политику».

И тут же Ленин даёт объяснение этому явлению: «Доверчиво – бессознательное отношение к капитализму – вот что характеризует современную политику масс в России».

После объяснения Ленин отвечает на вопрос: что делать?: «Только борясь с этой доверчивой бессознательностью (а бороться с ней можно и должно исключительно идейно) мы можем высвобождаться из-под царящего разгула революционной фразы действительно и толкать вперёд как … сознание масс, так и … инициативу на местах. И с каждым днём доверчивая бессознательность и бессознательная доверчивость будут отпадать». Всё так и произошло к концу 1917г.

Не правда ли точная характеристика сегодняшнего состояния российских масс: доверчиво – бессознательное отношение к капиталистам, которое определяет их политику.

Значит, можно воспользоваться нам Ленинским Советом?

Можно, если узнать, как действовали тогдашние коммунисты. А они действовали так: с 5 марта по 5 июля 1917г. (за 4 месяца) вышло 9 номеров газеты «Правда» (по 2 в месяц) общим тиражом 8 млн. (Весь тираж был сделан на пожертвования рабочих!). За эти 4 месяца число забастовщиков возросло с 170 тыс. до 550 тыс., число большевиков – с 24 тыс. до 240 тыс. (в 10 раз!). Вот это эффект!!!

Если бы у нас была объединённая партия коммунистов с единой газетой, результат был бы такой же.

А так: одни оправдания – «в связи с трудностями».

Те коммунисты искали и находили способы борьбы.

А мы ищем и находим оправдание своего бездействия.

Сами мы, коммунисты, мещане.

Алексей ГОЛЕНКОВ


на главную
книги
статьи


Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz